Доброго времени суток!

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ МОЕГО БЛОГА "BERGAMOT"!

пятница, 2 февраля 2018 г.

Вводное занятие по роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир"

   Здравствуйте, дорогие читатели блога «BERGAMOT»! Делюсь разработкой вводного занятия по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Это произведение - целая эпоха в жизни России и истории русской классической литературы и вместе с тем — целая эпоха и в жизни автора книги, самое счастливое и плодотворное для него время. Молодой Толстой обретал зрелость, был счастлив в семейной жизни, спокойно творил в своей любимой Ясной Поляне и тогда не так мучился духовными исканиями и сомнениями: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столь свободными и столько способными к работе... Я теперь писатель всеми силами своей души и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».
   Это был огромный труд, ибо действие романа охватывает более пятнадцати лет, в книге около шестисот персонажей, авторские автографы и корректуры составляют более пяти тысяч листов, некоторые сцены переписывались по пятнадцать-двадцать раз. Жена писателя Софья Андреевна несколько раз собственноручно переписала текст книги. Но дело здесь не в страницах и цифрах, а в медленном, продуманном углублении творческой мысли великого писателя в историю России и душу своего народа, в выборе им героев и самого исторического момента (вступление взято из учебника «Литература. 10 кл.», авторы: В.И. Сахаров, С.А. Зинин)

   Работа с эпиграфом к уроку:  «Во всем мне хочется дойти до самой сути»  Б. Л. Пастернак.  Учащиеся комментируют выбранный преподавателем эпиграф.
   Работа с карточками. Пользуясь записями Л.Н. Толстого, студенты заполняют таблицу, которая помогает разобраться в движении замысла писателя.
   «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено от нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того
времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1825 и 1856 года».

«История замысла романа-эпопеи «Война и мир»
Дата
Цитата
Характеристика
1856 год
«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».
начало замысла, роман «Все хорошо, что хорошо кончается»
1825 год
«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».
восстание декабристов
1812 год
«Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».
Отечественная война
1805-1807 год
«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».
Заграничные походы русской армии

    Таким образом, от повести о вернувшемся из Сибири декабристе Толстой со временем пришел к идее исторического романа, где чередовались бы сцены войны и мира и прошла бы перед глазами читателей жизнь нескольких поколений русских людей.  Андрей Болконский и Петя Ростов не погибали, нет панорамной картины Бородинской битвы, ибо Толстой не побывал еще на поле сражения и не составил эту грандиозную картину в голове. А главное, нет пока «мысли народной», позднее превратившей книгу Толстого в роман-эпопею. (отрывок из учебника «Литература. 10 кл.», авторы: В.И. Сахаров, С.А. Зинин)

Жанровое своеобразие
   Работа с цитатой: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось» Л. Н. Толстой
В этом контексте вспоминаем еще один изученный
полифонический роман "Преступление и наказание"
   В ходе беседы учащиеся размышляют над тем, какие разновидности романа нашли отражение в произведении Л.Н. Толстого, повторяют термин «полифонизм».
   РОМАН-ЭПОПЕЯ - крупная, монументальная форма эпической литературы, отражающая исторический процесс в его всеобщности, «панорамности» изображения событий и человеческих судеб. Чаще всего это произведение большого объема, отличающееся многогеройностью и обилием сюжетных линий.
      Черты эпопеи в романе «Война и мир»
— Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение).
— События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
— Отношения помещиков и народа (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
— Изображение различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
— Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).
— Огромное количество человеческих характеров.
— Большая протяженность во времени (15 лет).
— Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
   Работа с цитатой: Джон Голсуорси так писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению  <…>„величайший роман в мире“, — я выбрал бы „Войну и мир“».
    Проблемы начала века
      — «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема — судьба народа, народ — основа нравственных и моральных устоев общества.
      — «Кто истинный герой?» Толстого интересует общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
      — Истинный и ложный патриотизм.
      — Назначение женщины — сохранение семейного очага.
      Проблемы середины века
      — Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права — реформы 1860-х гг.
      — Постепенный уход дворянства с арены борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.
      — Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.
      — Вопрос об освобождении женщины, ее образовании, о женской эмансипации.
Композиция романа
В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории. Во втором – 1806-1807 гг., российские войска находились в Пруссии;  Третий и четвертый тома посвящены Отечественной войне 1812 г. в России. В эпилоге действие происходит в 1820 г.
Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия:
• Отношение к Родине и родному народу.
• Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.
В центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных)
Важнейшие художественные приемы в романе:
- основной прием – антитеза;
- приемы «отстранения», авторской характеристики;
- диалоги, монологи, внутренние монологи;
- художественная деталь, образы-символы
Смысл названия
- Как вы понимаете смысл названия романа?

Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в котором слово «мир» представляет собой омонимичную пару и обозначает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых — человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова «мир»: «мир» — состояние отсутствия войны и «мiр» — человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила именно форма «мiр». Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен прежде всего проблеме, которая формулируется следующим образом: «Война и русское общество». Однако, как было установлено исследователями творчества Толстого, в печать название романа попало не с написанного самим Толстым текста. Впрочем, тот факт, что Толстой не исправил не согласованное с ним написание, говорит о том, что оба варианта названия писателя устраивали.

 При составлении занятия я опиралась на:
1. Учебник «Литература. 10 кл.», авторы: В.И. Сахаров, С.А. Зинин
2. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература. Поурочные разработки. 10 класс

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ МОЖНО ЗДЕСЬ




10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Интересная разработка! Сейчас (февраль-март) в музее-усадьбе "Ясная Поляна" реализуется образовательный проект "Война и мир. По страницам романа..." Мы были в прошлом году с ребятами https://nvkuznetsova.blogspot.ru/2017/03/blog-post_27.html#more

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Спасибо. Вы меня заинтересовали проектом.

      Удалить
  2. Замечательная разработка урока! Вы - настоящий профессионал!

    ОтветитьУдалить
  3. Анна Владимировна, прекрасная разработка, прочитала с большим интересом! Это один из моих любимых романов.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Анна Владимировна! Спасибо за ценную информацию. Очень понравилось.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Анна Владимировна! Прекрасная разработка вводного занятия по роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир". Расскажу своим ребятам. ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!)))

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...