Доброго времени суток!

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ МОЕГО БЛОГА "BERGAMOT"!

понедельник, 27 ноября 2017 г.

Принципы русской орфографии

  Здравствуйте, дорогие читатели блога «BERGAMOT»! Мы со вторым курсом начали изучать один из самых сложных разделов русского языка – орфографию. Это натолкнуло меня на мысль о написании тематического поста.
   Писать грамотно – задача трудная, ведь для этого нужно овладеть целым сводом разнообразных правил, если, конечно, вы, по счастливой случайности, не обладаете природным даром безошибочного письма.

   Итак, Орфография – это раздел науки о языке, регулирующий написание слов.
Состоит из пяти разделов:
1)   передача буквами слов, которые мы произносим;
2)   слитные, раздельные и дефисные написания слов;
3)   употребление прописных и строчных букв;
4)   перенос слов с одной строки на другую;
5)   графические сокращения слов.
И строится на нескольких принципах. Основным из них является морфологический.  По подсчетам ученых-лингвистов, именно он регулирует около 96% написаний в русском языке.
   Благодаря этому принципу сохраняется единообразное написание одних и тех же морфем – значимых частей слова, каждая из которых обладает значением, грамматическими свойствами.

А вы, дорогие читатели, помните, какие морфемы есть в русском языке? Пишите в комментариях…

   Например, в словах  во´ды, води´ца, водяно´й, мы выделяем корень  -вод-, который, несмотря на разницу в произношении в каждом случае, пишется в этих словах одинаково, потому что указывает на принадлежность понятия в той или иной степени к водной стихии.
   В словах ве´ткой и молво´й  окончание  -ой- произносится по-разному, но поскольку оно указывает, что перед нами существительное женского рода, единственного числа, 1 склонения, то пишется оно и в первом, и во втором случае сходно.
   Это касается и приставок, и суффиксов.
  Конечно, нередко встречаются моменты, которые, на первый взгляд, не укладываются в идею морфологического принципа, однако тут необходимо брать во внимание и другие, не менее важные аспекты. Скажем, в словах тушенка и душонка, суффиксы пишутся по-разному, но не потому, что это оплошность учёных, допустивших когда-то ошибку, а потому, что связано это со словообразовательными процессами, происходящими в языке. «Душонка» образовалась от слова душа с помощью суффикса   -онк-, а  «тушенка» - от слова тушеный с помощью суффикса  -к-.
  Еще одним интересным примером, часто встречающимся в разнообразных источниках, может послужить правописание слов рассердиться и рассориться. Эти глаголы образовались путем прибавления приставки рас-  к исходному слову. В первом случае, это было слово сердиться, и тут совершенно понятны причины написания удвоенной буквы с. Во втором случае, слово – ссориться позволяет сделать вывод о написании утроенной буквы с. Посмотрите: рас+ссориться. Но русский язык предусмотрел и такие случаи: существует только две степени долготы согласных. Если согласный долгий, то на письме он обозначается двумя буквами, а недолгий – одной. Других вариантов просто нет, поэтому в слове рассориться третья буква с была усечена. То же самое мы видим в слове ванная (ванна + суффикс прилагательных  -н- = ваннная)
  Итак, на морфологическом принципе основываются следующие орфографические правила:
1. написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: во׳дный – вода׳ – водяно́й – наводне́ние ; в служебных морфемах: о׳т-мель и от-бо́й, мудр-е׳ц и ста́р-ец, на стол-е׳ и на сту́л-е).
2. написание звонких и глухих согласных на конце слова (луг– луга, лук – лука) и в корне слова перед согласными (лавка – лавок, сковородка – сковородок);
3. написание проверяемых непроизносимых согласных (поздний – опоздать, лестный – лесть);
4.написание приставок на согласный, исключая приставки на з (отдать как отловить, надстроить как надломить и т. д.);
5. употребление буквы ё после шипящих в ударной позиции в корнях слов, а также в суффиксах глаголов и отглагольных слов (ночёвка – ночевать, шёпот – шептать, размежёвка – размежевать);
6. написание твердых и мягких согласных в сочетаниях с мягкими согласными (мостик – мост, но восьми – восьмой);
7. написание безударных окончаний имен существительных, которые обычно проверяются по ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме (ср.: в дере׳вне, в па׳рке – в седле׳; в ра׳дости – в степи׳; в не׳бе – в ведре׳ и т. п.).

  Наряду с морфологическим, в языке действует фонетический принцип. В соответствии с ним, слова и их части пишутся так, как произносятся. Ярким примером этому служит правописание  -з-/-с- на конце приставок. Правило, которое, я просто уверена, знают все, основано на фонетических процессах оглушения и озвончения согласных. Именно из-за этих фонетических процессов перед буквой, обозначающий глухой согласный звук, в приставке пишется  -с-, а перед буквой, обозначающий звонкий, –   -з-. Например, избить – испить.
Этот же принцип «работает» во время перехода первой корневой буквы и в букву ы после русскоязычных приставок на согласный: предЫстрия, розЫгрыш, подЫскать.
Благодаря такой фонетической единице, как ударение, мы объясняем написание о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях: пирожо´к - замо´чек, кумачо´вый - кочево´й,  свечо´й - ту´чей.
На фонетическом принципе основаны следующие написания:
1. написание приставок, оканчивающихся на з (из-, воз-, вз-, низ-, раз-, роз-, без-, чрез-, через-) с буквой с перед глухими согласными и с буквой з перед всеми другими согласными и перед гласными (издать – исписать, возносить – воспевать, вставать – взбираться, низложить – ниспровергнуть, раздать – распространить, бессловесный – бездорожье, чрезвычайный – чересполосица);
2. написание буквы а в безударной приставке раз- (рас-), несмотря на то, что под ударением в этой приставке пишется о (разда׳ть – ро́здал, расписа׳ть – ро́спись, расска׳зывать – ро׳ссказни, рассы׳пать – ро׳ссыпь);

3. написание буквы ы после приставок на согласный (исключая приставки меж-, сверх- и заимствованные приставки) перед начальной буквой и корня (ср.: предыстория – поискать – сверхинтересный). Кроме того, после твердых согласных в сложносокращенных словах сохраняется буква и (мединститут, спортинвентарь);
4. написание буквы о в суффиксах –онок –онка после шипящих (медвежонок, шапчонка и т. п.);
5. написание букв о-е после шипящих в суффиксах и окончание (парчой, грошовый, ситцевый)
6. написание буквы ы после ц в окончаниях имен существительных и прилагательных (улицы, огурцы, бледнолицый, птицын, Куницын и т. п.);
7. отсутствие буквы ь в прилагательных с суффиксом –ск-, образованных от существительных, оканчивающихся на ь (мозырский – от Мозырь, зверский – от зверь; ср.: сентябрьский – от сентябрь, декабрьский – от декабрь).
8. написание отдельных слов (свадьба – ср.: сват, сватать; отверстие – ср.: отверзать; калач – ср.: коло и др.).
  
   Третий орфографический принцип – традиционный – регламентирует написание слов в тех случаях, когда орфограмму нужно запомнить. Это слова, правописание которых «застыло» в определенный исторический момент развития языка (когда еще существовало объяснение выбора той или иной буквы), да так и сохранилось до сегодняшнего дня.
Этим принципом регулируется:
1. написание слов (чаще заимствованных) с непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и, я (сапоги, лаборатория, панорама, коллектив, обоняние, винегрет, дирижер, дефицит, интеллигент, смятение, месяц, заяц и т. д.);
2. написание корней с чередующимися гласными а/о, е/и (заря – озарение – зори; загар – загорать – пригарь; прикосновение – касаться; поклон – наклониться – склонение; предложение – прилагать – полог; растение – росток – вырасти – выращенный; проскакать – подскочить – скачок; собирать – соберу; удирать – удеру; блестеть – блистать; отпереть – отпирать, расстелить – расстилать; вытереть – вытирать и др.);
3. написание букв и, е после букв ж, ш и ц (как известно, звуки [ж], [ш] были мягкими до ХІV века, а [ц] – до ХVІ века): шесть, жесть, лыжи, ширина, шиповник, цель, целый, квалификация, цитата, цирк и др.
4. написание двойных согласных в корнях заимствованных слов (килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна, ассимиляция и др.);
5. написание буквы г на месте звука [в] в окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий (сильного, синего, идущего и др.);
6. написание буквы ь после твердых шипящих ж, ш в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в форме изъявительного наклонения (идешь, смотришь, читаешь) и в формах повелительного наклонения (ешь, режь, намажь). Кроме того, по традиции пишется ь после шипящих на конце наречий, за исключением слов уж, замуж, невтерпеж (лишь, напрочь, точь-в-точь, навзничь, настежь и др.);
7. написание слов с непроверяемыми гласными в сочетаниях оро, оло (молоко, корова);
8. написание отдельных слов (рюкзак, асфальт, вокзал и др.).

Четвертый принцип принято называть смысловым, или дифференцирующим. Суть его заключается в зависимости значения слова от его правописания. Сравните, например, ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).
К числу дифференцирующих относятся следующие написания:
1. наличие или отсутствие буквы ь у слов с основой на шипящий (наличие ь у слов женского рода: дочь, печь, рожь, мощь; отсутствие ь у слов мужского рода: страж, марш, плащ);
2. написание букв о или ё для разграничения имен существительных и глагольных словоформ (ожог, поджог – имена существительные и ожёг, поджёг – глаголы в форме прошедшего времени мужского рода);
3. написание некоторых корней с чередующимися гласными, выбор которых определяется семантикой слова (ср.: макать перо в чернила – вымокнуть под дождем; подровнять (сделать ровным) – выравненный (сделанный равным);
4. написание приставок пре-, при- также зависит от семантики слова (ср.: предать друга – придать форму, преемник (последователь) – приемник (аппарат));
5. написание окончаний –ом, -ым в форме творительного падежа единственного числа существительных на –ов, -ин, обозначающих фамилии людей и названия населенных пунктов (ср.: с Сергеем Борисовым – с городом Борисовом);
6. написание ъ, ь зависит от расположения этих букв в слове (ср.: подъезд, объём, предъюбилейный, необъятный – воробьи, вьюнок, льётся, скамья, на скамье);
7. некоторые слитные, раздельные или дефисные написания, с помощью которых уточняются лексико-грамматические значения омонимичных слов (ср.: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей), оттого – наречие или часть союза, от того – местоимение с предлогом и т. п.).

Надеюсь, что этот пост поможет вам, дорогие читатели, не только вспомнить основные орфографические правила, но и понять, что русский язык – это все-таки упорядоченная система! Удачи в овладении русским языком!

 Ну и вопрос напоследок для студентов и всех желающих: о каком принципе я не упомянула? Ответ пишите в комментариях.

Источники:
http://umm4.com/raznoe/pravila-russkogo-yazyka-v-kartinkax.htm - орфография в картинках





10 комментариев:

  1. Ох, уж, эта морфология!
    Скольким людям она помогла, с как много анекдотов на эту тему придумано!
    А мне сейчас вспомнился рассказ о казусе на вступительном экзамене. А всё потому, что у девушки очень интересное имя и фамилия "Ноталя Начьник" Именно так записано в паспорте. А проверяющий педагог исправил на "Наталья Ночник". А всё потому, что девушка представлялась как Наташа.
    И ещё я знаю имя Ивгеней Прелисник (его тоже постоянно исправляют на "Евгений" и "Прилистник" или "Прелестник")

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Мне кажется, что имена, которые Вы привели в качестве примера явно нерусские))) Отсюда и все казусы с ними. Но вообще имена и фамилии - история отдельная...

      Удалить
  2. Анна Владимировна, замечательный урок по русскому языку! Когда-то я знала этот предмет на "отлично".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна,это даже не урок, а пост на тему. Я рада, что Вам понравился

      Удалить
  3. Анна Владимировна, здравствуйте. А мне почему- то всегда чуть чуть не хватало до отметки отлично по русскому языку. Хромали приставки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна. Приставки - дело поправимое! Признаюсь честно: в школе у меня по русскому языку тоже была отметка 4)

      Удалить
  4. А я просто всегда торопилась написать, а уж потом проверяла, что натворила моя рука. Но все же, с русским языком всегда была дружна. Спасибо, Анна Владимировна, за Вашу интересную публикацию. Обязательно адресую ее старшеклассникам

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Анна Владимировна! Орфография - сложно для детей. а порой и для взрослых.особенно когда надо что-то быстро не задумываясь написать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы, Елена, второпях запросто можно сделать ошибку!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...