Доброго времени суток!

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ МОЕГО БЛОГА "BERGAMOT"!

четверг, 23 июля 2015 г.

Харпер Ли "Убить пересмешника"

Здравствуйте, дорогие читатели блога «BERGAMOT»!
   Сегодня мне хотелось бы поразмышлять о прочитанном накануне произведении – романе Харпер Ли «Убить пересмешника». Внимательные читатели блога, я думаю, помнят, что первая попытка прочитать книгу состоялась еще весной, но по каким-то (даже мне не вполне ясным) причинам завершена не была. Сейчас, летом, я вновь вернулась к этому  роману. Он прочитан, и сразу замечу, что мне очень понравился.

   Итак, Харпер Ли родилась 28 апреля 1926 года в маленьком городке Монровиль в юго-западной части штата Алабама. Она была младшим ребёнком в семье.  Её отец, бывший владелец и редактор газеты, был юристом, а с 1926 года по 1938 год состоял на государственной службе. В детстве Ли была сорванцом и рано начала читать. Ли было всего пять лет, когда в апреле 1931 года в небольшом городке Скотсборо состоялись первые суды по делу предполагаемых изнасилований двух белых женщин девятью молодыми чернокожими.
Харпер Ли
Несмотря на медицинское заключение, согласно которому женщины не были изнасилованы, суд присяжных, состоявший только из людей белой расы, признал виновными и приговорил к смертной казни всех обвиняемых, за исключением самого младшего, тринадцатилетнего. На протяжении последующих шести лет в апелляционном процессе большинство из этих обвинений было снято, и все обвиняемые, за исключением одного, были освобождены. Скоттборрское дело оставило неизгладимое впечатление у молодой Харпер Ли, которая много лет спустя использует его как основу для работы над своим романом «Убить пересмешника». (Источник
   События произведения разворачиваются в 30-е годы ХХ века в небольшом городке Мейкоб на юге США. Повествование ведется от лица главной героини девочки Джин-Луизы Финч по прозвищу Глазастик. Несмотря на это, абсолютно точно могу сказать, что книга написана для нас с вами, для взрослых, а не для детей. Конечно, среднестатистическому жителю нашей страны явно мало известна история США, но это не умаляет общечеловеческого значения романа.
   Беззаботное и счастливое детство Глазастика, ее брата Джима и друга Дилла, приезжающего на лето в город, наполнено разнообразными яркими событиями: игры, учеба, споры, разговоры по душам с Аттикусом Финчем, нравоучения кухарки Кэлпурнии.
   Например, с улыбкой читала я о детских страхах маленьких героев, невольно вспоминая себя в детстве…
"Когда мне было около шести лет, а Джиму около десяти, нам летом разрешалось уходить от дома настолько, чтоб слышать, если Кэлпурния позовёт: к северу - до ворот миссис Генри Лафайет Дюбоз (через два дома от нас), к югу - за три дома, до Рэдли. У нас никогда не было искушения перейти эти границы. В доме Рэдли обитало неведомое страшилище, стоило упомянуть о нём - и мы целый день были тише воды, ниже травы; а уж миссис Дюбоз была сущая ведьма".
   С интересом читала о процессе обучения в восприятии первоклассницы Глазастика (ведь я все-таки учитель)
"Итак, передай отцу, чтобы он больше тебя не учил. Учиться читать лучше по всем правилам. Скажешь ему, что теперь я возьмусь за тебя сама и постараюсь исправить зло… 
– Как вы сказали, мэм? 
– Твой отец не умеет учить. А теперь садись.
Я пробормотала, что прошу прощенья, села на своё место и начала думать, в чём же моё преступление. Я никогда не училась читать нарочно, просто как-то так выходило, что я каждый день без спросу рылась в газетах. А может, я научилась читать за долгие часы в церкви? Не помню, было ли такое время, когда я не умела читать псалмы. Если разобраться, чтение пришло само собой, всё равно как сама собой я научилась, не глядя, застёгивать сзади комбинезон и не путаться в шнурках башмаков, а завязывать их бантом. Уж не знаю, когда именно строчки над движущимся пальцем Аттикуса стали делиться на слова, но, сколько себя помню, каждый вечер я смотрела на них и слушала последние новости, проекты новых законов, дневники Лоренцо Дау - всё, что читал Аттикус, когда я перед сном забиралась к нему на колени. Пока я не испугалась, что мне это запретят, я вовсе не любила читать. Дышать ведь не любишь, а попробуй не дышать…
Понимая, что мисс Кэролайн мною недовольна, я решила не искушать судьбу и до конца урока смотрела в окно, а потом настала перемена, и весь первый класс высыпал во двор.
Тут меня отыскал Джим, отвёл в сторону и спросил, как дела. Я рассказала.
– Если б можно, я бы ушла домой. Джим, эта тетка говорит, Аттикус учил меня читать, так пускай больше не учит…
– Не горюй, - стал утешать меня Джим. - Наша учительница говорит, мисс Кэролайн преподаёт по новому способу. Её этому выучили в колледже. Скоро во всех классах так будет. При этом способе по книжкам почти не учатся, вроде как с коровами: если хочешь узнать про корову, надо её подоить, ясно? 
– Ага, но я не хочу изучать коров, я…
– Как так не хочешь? Про коров надо знать, в нашем округе на них половина хозяйства держится.
Я только и спросила, не спятил ли он.
– Вот дуреха, я просто объясняю тебе, что первоклашек теперь учат по новому способу. Называется - «десятичная система Дьюи».
Я никогда не подвергала сомнению истины, которые изрекал Джим, не усомнилась и теперь. «Десятичная система Дьюи» наполовину состояла в том, что мисс Кэролайн махала у нас перед носом карточками, на которых было выведено печатными буквами: КИТ, КОТ, ВОТ, ДОМ, ДЫМ. От нас, видимо, не требовалось никаких комментариев, и класс в молчании принимал эти импрессионистские откровения. Мне стало скучно, и я принялась писать письмо Диллу. На этом занятии меня поймала мисс Кэролайн и опять велела сказать отцу, чтоб он перестал меня учить.
– И, кроме того, - сказала она, - в первом классе мы пишем только печатными буквами. А по-письменному будешь учиться в третьем классе.
Тут виновата была Кэлпурния. Наверно, иначе в ненастную погоду ей бы от меня житья не было. Она задавала мне урок: нацарапает на грифельной доске вверху все буквы по-письменному, положит рядом раскрытую библию и велит переписывать главу. Если я выводила буквы похоже, она давала мне в награду кусок хлеба с маслом, густо посыпанный сахаром. Учительница она была строгая, не часто бывала мною довольна, и я не часто получала награду.
– Все, кто ходит завтракать домой, поднимите руки, - сказала мисс Кэролайн, и я не успела додумать, как ещё меня обидела Кэлпурния".
   Я думаю, что эти строки книги должны читать не только все без исключения учителя, но и министры образования!!! А следующие слова просто понять и выучить, ведь именно в этих мыслях маленькой героини содержится то, чего так часто не хватает в школе.
"…в классе еле-еле тянула лямку, в которую нас впрягла новая педагогическая система, принятая округом Мейкомб, и всё время мне казалось, что меня обкрадывают. Как и почему, я не понимала, но всё-таки зачем это нужно, чтобы я двенадцать лет подряд помирала со скуки?"
  И все-таки, как мне показалось, самой важной проблемой, положенной в основу романа, стал вопрос толерантности.
На протяжении практически половины произведения читатель следит за судьбой Тома Робинсона, чернокожего, обвиненного в преступлении против белой девушки, преступлении, которого он не совершал.  Многие жители этого городка не считают за людей чернокожих, брезгуют общаться с ними, рассматривают их только в качестве прислуги. Понятными становятся слова Аттикуса Финча: "У нас только и есть показания негра против показаний Юэлов. Всё сводится к тому, что один твердит - ты это сделал, а другой - нет, не делал. И, конечно, присяжные поверят не Тому Робинсону, а Юэлам…"
   Аттикус, один из немногих героев, действительно понимающих, что все люди вне зависимости от цвета кожи и социального положения равны.
"Конечно, я чернолюб. Я стараюсь любить всех людей… Иногда обо мне очень плохо говорят… Понимаешь, малышка, если кто-то называет тебя словом, которое ему кажется бранным, это вовсе не оскорбление. Это не обидно, а только показывает, какой этот человек жалкий".
   Поэтому он берется защищать Робинсона, понимая, что даже если он докажет его невиновность, присяжные все равно приговорят его к смертной казни, осознавая, что до тех пор, пока идет это дело, многие жители Мейкоба будут оскорблять его за спиной, пытаться внушить детям, что их отец не прав. Но он не отступает. Мисс Моди, поддерживающая мысль о толерантности, говорит о нем: "Аттикус Финч не выиграет дело, не может выиграть, но он единственный в наших краях способен заставить присяжных так долго ломать голову над таким делом. И я говорила себе: что ж, мы идём вперёд… Это один только шаг, крохотный, младенческий, а всё-таки шаг вперёд".
   В этом же ключе Аттикус воспитывает Джима и Джин-Луизу, и дети, словно благодатная почва, впитывают все советы и наставления своего отца.  Он предоставляет своим малышам достаточно свободы, даже возможности пошалить, ведь его задача воспитать не снобов, а настоящих людей. Дети знают границы и нормы поведения, для них отец – настоящий авторитет, отец, которого они любят всем сердцем.  Джим и Джин-Луиза не является зазорным уважительно относиться к Кэлпурнии, посещать церковь для чернокожих, сидеть в суде на скамье среди них.
"… по-моему, все люди одного сорта. Просто люди", - эти слова Глазастика подтверждают, что Аттикусу удалось вложить любовь к людям в сердца своих детей.
   И всем нам, живущим на этой замечательной планете, нужно запомнить слова Финча: «Нельзя по-настоящему понять человека, ока не станешь на его точку зрения…» Может быть, тогда сможем лучше понимать друг друга?


24 комментария:

  1. Анна Владимировна, добрый вечер!
    Как всегда, прочитала Ваш пост с большим удовольствием, интересно и познавательно. К сожалению, само произведение не читала, но много слышала о нем. Знаю, что Харпер Ли называют автором одного произведения, как и Сэлинджера ("Над пропастью во ржи"). Но вот появились новые данные, возможно, скоро выйдут две новые книги писательницы - http://novostiliteratury.ru/2015/07/novosti/rukopisi-xarper-li-skolko-eshhyo-knig-vypustit-avtor-ubit-peresmeshnika/
    Спасибо за интересные размышления, рада была побывать у Вас в гостях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Мирослава. Я тоже слышала, что после более, чем полувекового молчания, Харпер Ли планирует продолжить писательскую деятельность. Что ж, если это действительно будет так, я с огромнейшим удовольствием прочитаю книгу

      Удалить
    2. Анна Владимировна, вот здесь есть дополнительная информация (с ссылкой на Ваш пост) - http://zapiski56789.blogspot.ru/2015/07/blog-post_24.html

      Удалить
    3. Ах, Мирослава, теперь я с нетерпением буду ждать осени, когда на российские прилавки книжных магазинов поступит этот роман. Кстати, мне почему-то кажется, что в скором времени нужно будет ожидать ремейк "Убить пересмешника" с последующим продолжением в виде экранизации романа "Пойди, поставь сторожа"

      Удалить
    4. Вполне возможно, если будет интерес к новому произведению. А он сейчас уже большой. Как говорят, поживем - увидим. Спасибо еще раз за интересный пост. Всего Вам самого доброго и позитивного!

      Удалить
    5. Согласна. Будем ждать. Спасибо за пожелания. Вам тоже всего самого доброго!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Владимировна! Тоже люблю педагогические мотивы И правильно Вами они подмечены в произведении. Однако, думаю, что нашим министрам образования не до наших интересов. У них СВОИ. Жаль, что не знакома с творчеством писательницы. Познакомилась с Вашей помощью. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Ивановна. Поскольку я очень далека от истории США, естественно, меня, в первую очередь, привлекли именно педагогические мотивы. Быть таким отцом, как Аттикус Финч, настоящее искусство! Еще раз убедилась, что с детьми, чтобы они выросли нормальными людьми, родителям нужно разговаривать!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Анна Владимировна! Было очень интересно познакомиться с книгой, есть над чем задуматься, пожалуй времена для людей с другим цветом кожи не на много изменились.Нужно быть терпимей ко всем людям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Надеюсь, что все-таки люди просто научатся любить друг друга такими, какие они есть!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Владимировна! Книгу не читала, смотрела фильм, экранизированный по произведению Харпер Ли. Я помню впечатления, которые воспроизвел на меня просмотр. Теперь возникло желание прочитать книгу. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна. А я вот фильм не смотрела, но планирую это сделать в ближайшем будущем. Книгу советую прочитать, думаю, она Вам тоже понравится!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Анна Владимировна! Эту книгу люблю давно, читала ее хоть не в детстве, а в довольно зрелом возрасте, но кажется, что она была со мной с момента осознанного чтения. В прошлом году посмотрела фильм - американскую драму 1962 года. Грегори Пек там великолепен!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна. А я вот наткнулась на книгу только в этом году! А прочитать получилось со второго раза! Фильм, надеюсь, мне тоже понравится!

      Удалить
  6. Анна Владимировна, добрый вечер! Спасибо за подробную анотацию к книге - планирую прочитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна. Возможно, мои размышления вышли несколько однобокими. Тем не менее, рада, что оказалась полезной. Буду рада прочитать Ваши впечатления о прочитанном.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Анна Владимировна. Когда читала книгу (совсем недавно) я даже и не думала ни о властях, ни о педагогах. Я просто думала о людях, об их жестокости, равнодушии и безразличии. Мудрый отец - воспитатель и тетка со своими устоявшимися нравами - "воспитатель". Социальная несправедливость, как это страшно, но она была во все времена, и самое ужасное, что и сейчас она все больше и больше входит в нашу жизнь. Спасибо за Ваше мнение, вот теперь стоит подумать о том, кому польза от этой книги... Любить людей - нужно этому научиться, тогда и тебя полюбят люди...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Вы тысячу раз правы! Я, когда читала сцены суда, невольно (по совету Аттикуса Финча) ставила себя на место подсудимого Тома и понимала, что, как бы он не поступил в той ситуации, что бы не говорил на заседании, как бы не защищался, ему все равно грозит приговор только потому, что его кожа не того цвета... Это же просто ужасно!!! В этом смысле мне нравится еще роман Стивена Кинга "Зеленая миля". Конечно, Кинг пишет совсем о другом, но там главный герой тоже невинно осужденный и тоже черный... В голове пульсировал только один вопрос: Почему люди так жестоки к себе подобным?

      Удалить
  8. Анна, спасибо, книгу не читала, но теперь очень хочу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна! Надеюсь, что роман Вам понравится!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Анна Владимировна! С большим удовольствием прочитала Ваш отзыв на одну из любимых (с недавнего времени) книг. "Убить пересмешника" прочитала в начале этого лета, и очень рада, что это случилось именно сейчас. Книга стоит того, чтобы остаться в памяти. Мысли о школьной жизни Глазастика ничем не отличаются от взглядов многих современных подростков, а проблема толерантности - одна из острейших в современном мире. Спасибо за Ваш рассказ, он очень созвучен моему впечатлению!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, здравствуйте. Я тоже записала "Убить пересмешника" в число своих любимых книг, несмотря на то, что первоначально роман на меня такого сильного впечатления не произвел. Спасибо за отклик!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Анна Владимировна!
    Я из тех читателей Вашего блога, кто видел Ваше запланированное чтение, помните?
    На меня произведение произвело впечатление, но я, честно сказать, до сих пор не могу понять - какое? Читала трудно, знала, почему-то, что нужно прочесть... дойти до конца... но почему? Модно? Нужно быть в курсе... Можно сказать - добила скрепя сердце. Вот и дочь (20 лет) тоже прочла с трудом до конца...
    Я летела в самолете, увидела в анонсе, что есть этот фильм для просмотра, подумала: "Может, фильм, даст мне ответ на мои вопросы...", но к сожалению, его не оказалось... Желание посмотреть осталось.
    Философское произведение, я согласна с мнением Анны Борисовны, оно мне близко.
    Анна Владимировна, спасибо за Ваше мнение и чувства.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна. Конечно, помню! Я вот тоже с первого раза не поняла, даже дочитать не смогла. А вот потом прочитала взахлеб... Уж не знаю почему...

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...